###Львов готовится пока на бумаге ###
В этом участников седьмого львовского инвестиционного форума заверил председатель исполнительной дирекции Евро-2012 Иван Федоренко
Кроме того, Иван Федоренко поведал, что до 2012 года в Украине в целом должно быть сооружено 27 стадионов и 22 тренировочные базы, согласно требований УЕФА должно быть построено 330 новых гостиниц, а общая смета, согласно утвержденной Министерством экономики общегосударственной Целевой программы подготовки к проведению в стране Евро-2012, составит 127 миллиардов гривен. Из них 21 миллиард будет выделен из госбюджета, на три миллиарда должны раскошелиться города-организаторы, остальные же средства – 103 млрд – планируется привлечь с помощью инвесторов.
Самой же большой проблемой в подготовке к Евро участники форума назвали состояние украинских автодорог и необходимость их реконструкции. «И дело тут даже не в том, чтобы построить новые дороги, нужно создать рядом с ними необходимую инфраструктуру, – считает пан Федоренко. – Рядом с трассами нужны кемпинги, стоянки, места для отдыха. Построить все это нелегко. Скажем, недавно у нас проложили новую трассу Киев – Одесса. Выходит, на этой дороге есть только два ресторана, построенных поющим ректором. Этого чрезвычайно мало». Вообще, на улучшение транспортной инфраструктуры в Украине запланировано истратить 81 миллиард, 721 миллион гривен (34 957 млн – на автодороги, 39 944 млн – на железные дороги, 6 820 млн – на аэропорты).
Существует проблема дорог и у поляков. «Оппозиционные силы у нас даже шутят, что из-за неготовности автодорог чемпионат Европы в Польше будет проведен в 4286 году, – рассказывает присутствует на форуме министр строительства республики Польша Мирослав Барщ. – Все проекты по строительству начнут реализовываться с 2008 года и, определенно, уже в 2010-11 все объекты будут сданы в эксплуатацию. Такая же ситуация и в Украине. Так что волноваться не нужно, идет нормальный рабочий процесс. Другое дело, что хотелось бы его немного ускорить, но теперь это невозможно, ведь как в Украине, так и в Польше – нестабильная политическая ситуация. У вас парламентские выборы только что прошли, у нас пройдут 30 сентября».
Кстати, именно под Евро-2012 страны-организаторы создали общий железнодорожный проект: «Укржелдортранс» и соответствующее польское ведомство подписали договор о запуске десяти скоростных поездов, которые будут курсировать из одного государства в другое. Кроме того, и Федоренко, и Барщ заверили собравшихся, что Украина и Польша готовятся к проведению Евро-форума вместе. «Кто-то отдельно провалиться не может, – говорит украинский функционер. – Если что-то не выйдет у наших соседей, то негативную оценку получим и мы. И наоборот. Поєтому в каждом начинании мы поддерживаем друг друга». «Когда во Львов должна была приехать специальная комиссия УЕФА, мне позвонили из мэрии польского Вроцлава, который представители Европейской конфедерации как раз посетили, – продолжает тему мэр Львова Андрей Садовый. – Нам подсказали, на что стоит обратить внимание в первую очередь. После этого я сразу обзвонил Донецк и Днепропетровск, поделился информацией с нашими восточными партнерами. Думаю, все города-организаторы должны поддерживать тесную связь. Тогда чемпионат Европы в Украине и Польше действительно будет успешным».
В конечном итоге, перед завершением седьмого Львовского инвестиционного форума прошла информация, что представители Донецка обиделись на львовян из-за того, что их не пригласили. Садовый опроверг эти слухи: «Я лично приглашал представителей Донецка, ведь близко дружу с городским головой столицы Донбасса Александром Лукьянченко. Однако по определенным причинам их представители приехать к нам не смогли». Не прибыли во Львов и президент ФФУ Григорий Суркис и Виталий Кличко. Сначала причиной назывались погодные условия. Мол, из-за густого тумана львовский аэродром долго не мог принять ни одного самолета. Однако на форуме присутствовали представители 21-й страны, в частности и такие высокие гости как министр строительства Польши Мирослав Барщ и мэр города Вроцлав Рафал Дуткевич. По-видимому, именно ввиду этого и появилась другая причина отсутствия Суркиса, озвученная на официальном сайте ФФУ: руководитель украинского футбола не приехал из-за болезни.
Впрочем, вернемся непосредственно к темам инвестиционного форума. Так вот, проблемы готовности Украины и Польши к Евро, о которых в общих чертах говорилось выше, упоминались во Львове бегло, в контексте подготовки к чемпионату Европы самой Западной столицы. Эта тема до недавнего времени вызывала довольно большую обеспокоенность, ведь буквально до прошлой субботы город Льва не имел даже проекта нового стадиона. Теперь же оных представлено целых три, а план подготовки Львова к Евро по словам заместителя министра экономки Оксаны Слисаренко, сформирован на 80 процентов. Собственно, на каждой из составляющих хотелось бы остановиться детальнее.
Стадион. Концепцию строительства во Львове новой арены презентовали три иностранных инвестора – швейцарская компания Marazzi, швейцарско-венгерская Implemia и испанская OHL. По мнению Ивана Федоренко, самым конструктивным является проект швейцарцев. Компания Marazzi предложила готовый проект с инфраструктурой: торговые и развлекательные центры, и уже в 2008 году, по их словам, тут можно было бы провести юниорский матч. Стоимость строительства стадиона составляет 350 млн евро. В проекте фирмы Implenia большее внимание сосредоточено на прилегающих объектах. Они предлагают построить отдельно торговый центр и стадион. Стоимость строительства стадиона оценивают в 200 млн евро. OHL предлагает построить стадион и сеть развлекательных заведений за 150 млн евро. Их концепция предусматривает сначала строительство стадиона, а окончание перестройки инфраструктуры до 2015 года.
Теперь львовская мэрия окончательных выводов еще не сделала. Предварительно планируется, что новая арена будет вмещать 55 тысяч зрителей. В проект спортивно зрелищного центра чемпионата Европы также входят: центр управления чемпионата, два офисно-деловых центра (один из них – с торговым комплексом), гостиничный комплекс, выставочный центр, комплекс водных и игровых видов спорта, бизнес-центр, апартаменты, автовокзал, развлекательный и рекреационный центры, детский парк аттракционов, часовня Папы Ивана Павла ІІ, многоэтажные паркинги. Площадь, выделенная мэрией, – 25 гектаров – находится на улице Стрийской, рядом с кольцевой дорогой. Строительство стадиона начнется весной 2008 года.
Автодороги и железнодорожные пути. По данным, которые обнародовал начальник службы автомобильных путей во Львовской области Игорь Завийский во время своего выступления, в 2007 году в рамках подготовки к Евро-2012 предусматривается произвести капитальный ремонт автомобильной дороги Львов-Тернополь протяжностью 10,7 км с введением ее в эксплуатацию в 2007 году, а также ввести в эксплуатацию в 2007 году мостовой переход длиной 36 метров на автодороге Стрий-Тернополь в селе Залиски.
В 2008-2012 гг. по словам пана Завийского, будет осуществлено: строительство автомобильной дороги государственного значения Киев-Чоп (в обход Стрия) ориентировочной стоимостью 390,0 млн грн- реконструкция автомобильной дороги государственного значения Львов – Рава-Руска сметной стоимостью 23,0 млн грн- строительство автомобильной дороги государственного значения Львов – Рава-Руска (в обход города Рава-Руска) ориентировочной стоимостью 120,0 млн грн- строительство первой очереди обхода города Городок на автомобильной дороге Львов-Шегини сметной стоимостью 19,8 млн грн и тому подобное. Новая трасса «Львова–Броды» проляжет в 75 км, а ее строительство будет стоить 380 млн евро. Также до 2012 года построят новую дорогу через государственную границу. Длина автодороги из Львова до Краковца составит 84 км, а стоить она будет 420 млн евро.
Особенное же внимание было уделено строительству европутей. Эти пассажирские поезда очень популярны среди европейцев, поскольку могут развивать скорость 250-300-500 км/час. «Строительство только 80 км трассы скоростного железнодорожного сообщения от Львова к границе Польши, до станции Медика, с продолжением ее к г. Перемышль/Кракова дает возможность эффективного и перспективного соединения железных дорог Украины с высокоскоростной сетью всей центральной Европы», отмечает Владимир Кишинец, заместитель генерального директора ФПГ «Росан», презентовавший участникам конференции проект «ЄвроКоліяЛьвів-2012».
Относительно же десяти туристических поездов, о которых упоминалось выше, то они будут курсировать по территории Украины и Польши во время проведения Евро-2012. Каждый будет рассчитан, по меньшей мере, на 1000 пассажиров, оснащен необходимым современным оборудование и передвигаться по самым популярным туристическим маршрутам обеих стран.
Отели. Эксперт Исполнительной дирекции Евро-2012 по вопросам размещения Андрей Ставенко уверен, что Львову нужно 1413 гостиничных мест категории 4-5 звезд в случае, если в городе будет построен стадион на 36 тысяч мест, и 2000 гостиничных мест – при наличии 50-тысячной арены. Львовский мэр сообщил, что уже определенно 20 участков для строительства новых гостиниц.
Один из таких участков – на улице Федорова в центре города – был продан в присутствии журналистов на аукционе во львовском доме учителя. Участок приобрела киевская компания «Украинские Инвестиционные Системы» за 19 млн грн, участие в аукционе приняло несколько украинских фирм. Стартовая цена лота составляла 11 060 944 гривен. Право аренды участков – 49 лет. Кроме того, участникам аукциона мэрия выставила и ряд других требований. В частности будущая гостиница должна отвечать уровню четырех звезд по классификации Госстандарта Украины, а в эксплуатацию здание должно быть сдано не позже, чем через три года после подписания договора. Также при строительстве должен быть сохранен архитектурный стиль местности.
Аэропорт. Концепцию развития международного аэропорта «Львов» на 2007-2027 годы презентовала консалтинговая компания Airport Consulting Vienna из Австрии. Эта концепция направлена на ежегодное увеличение прироста пассажиропотока. На сегодня этот прирост составляет 19% в год. Также было предложено к уже существующему терминалу пристроить новый терминал площадью 22 тыс. кв. м., который бы обслуживал 1 млн. пассажиров ежегодно. Этот новый терминал планируют ввести в эксплуатацию в 2011 году. Программа капиталовложений состоит из двух частей: 87,4 млн евро, которые готовы внести операторы аэропорта и вторая, – 25,4 млн евро, которые должно оплатить государство, которому принадлежит взлетная полоса аэропорта. Для того чтобы привлечь больше пассажиров, необходимо обустроить окружающую территорию, что значит обновить места парковки для транспорта и улучшить состояние проездных дорог.
Иван Вербицкий
«Главред»