###Выдумать, чтоб самому себе завидовать ###
В последнее время в нашем футболе все большую роль играют команды, не имеющие ни долгой истории, ни ветеранов-футболистов, ни тем более ветеранов-болельщиков. «Харьков», «Львов», киевский «Арсенал», донецкий «Металлург», представляющие в премьер-лиге города с богатыми традициями, состоялись по воле нескольких людей, желавших вложить в спорт номер один свои или не свои деньги, и ставшие не последними действующими лицами в нашем футболе. Пример «Львова» вообще уникален. Созданная «с нуля» увлекшимся бизнесменом команда в кратчайший строк прошла путь до высшего дивизиона и начала свои выступления в нем победой над чемпионами страны.
В чем причина такого явления, хорошо это или плохо для нашего футбола? Имеют ли право на существование соображения о ненужности команд, не имеющих нескольких или сразу всех атрибутов настоящего футбольного клуба? Главным отличием «выдуманных» команд, по моему мнению, является не отсутствие тренировочных баз или стадионов. Все это можно построить или на худой конец арендовать. У этих команд пока нет главного - болельщиков.
То, что стадион и база - это не главное, показывает пример испанского «Вильярреала», ставшего в последние годы одной из сильнейших команд не только Испании, но и Европы. В самом городке Вильярреале есть только плохонький стадион. Все футболисты живут в соседней Валенсии, приезжая на место клубной прописки лишь в день игры, остановившись предварительно на обед в отеле соседнего города. Потому что в самом Вильярреале и пообедать толком негде. Чем не киевский «Арсенал»? Отличие двух команд лишь в одном - в Вильярреале есть преданные болельщики, заполняющие стадион с неизменными кульками тыквенных семечек.
Я это к тому, что все футбольные команды кто-то когда-то выдумал. И не виноваты мы в том, что наши команды создавались не группами энтузиастов, как на Западе в начале прошлого или в конце позапрошлого века, а постановлениями ЦК КПСС «Об учреждении в городе таком-то команды мастеров». Большинство футбольных команд Украины обязаны своим появлением такому постановлению от 1958 года - отсюда полувековые юбилеи десятка команд разных лиг, отмечаемые нынче в разных городах от Симферополя до Кривого Рога.
Сегодня под старыми названиями выступают практически те же «выдуманные» команды. Их отличие от упомянутых выше «новых» лишь в том, что содержащие их бизнесмены получили существующий футбольный бренд, а не выдумывали новый. И о том, чтобы привлечь зрителей, они думали не больше, чем сейчас думают господа Киндзерский, Данилов, Рабинович и другие.
Стоило ли этим заниматься? Есть ли перспектива у вновь созданных клубов, не имеющих порой за душой ничего кроме доброй воли собственника? Может, полезнее было бы вкладывать деньги в уже существующие футбольные марки областных городов, не имеющих сейчас достойного финансирования?
Так сделали бы на Западе, где историческое название футбольной команды имеет реальную коммерческую цену. Говорить же о цене марки «Спартак» (Житомир) или «Судостроитель» (Николаев) как-то не приходится. Не потому, что команды эти не были в свое время популярными, а потому, что создавались не как клубы, зарабатывающие деньги.
Что мы имеем сейчас? В Киеве, Донецке, Харькове и Львове «параллельные» команды пока не догнали по популярности традиционные «Динамо», «Шахтер», «Металлист» и «Карпаты». Но если представить себе, что новые команды обойдут старые в турнирной таблице, будут добывать титулы и медали, успешно играть в еврокубках? Сохранят ли тогда конкуренты своих и без того не очень многочисленных болельщиков, или местная «торсида» отдаст свои симпатии более удачливым землякам?
Еще недавно подобное предположение выглядело фантастикой. Но сегодня донецкий «Металлург» на первом месте, а «Шахтер» на одиннадцатом. Ничего невозможного нет и в подъеме «вторых» команд Харькова. Львова и даже Киева. Жизнь показала, что при наличии хорошего тренера и хороших игроков иметь много собственной недвижимости для футбольного клуба совсем необязательно. Для справки: мадридский «Реал» уже лет пять как продал свою тренировочную базу, что не мешает команде быть одной из самых успешных в мире.
Пока неудачи «первых» команд не приводят к повышению популярности их «соседей». Но это пока. Если говорить честно, у нас нет ни одной (!) футбольной команды, способной собирать на каждой игре за деньги хотя бы столько зрителей, сколько тот же скромный «Вильярреап» с населением в сотню тысяч жителей. И обладателям «старых» брендов хвастаться особенно нечем.
Думаю, решение судьбы «бесхозных» команд будет найдено не в кабинетах футбольных функционеров и не в офисах владельцев клуба. Все решится на футбольных аренах, где играют команды нашей премьер-лиги. Команды должны своей игрой доказать, что они не «выдуманные». Если нет игры, никакие базы и стадионы не приведут на трибуны людей.
Говоря об игре, я не имею в виду успехи конкретной команды в конкретном сезоне. Те же полтавчане что-то не очень стремятся на стадион, чтобы поддержать отлично играющую «Ворсклу». Только повышение уровня игры всех команд премьер-лиги с тем, чтобы каждый матч стал запоминающимся зрелищем, может привести к успеху. Дорога к этому успеху долгая. Когда мы ее пройдем, проблема «выдуманных» команд, надеюсь, решится сама собой. На футбольном поле, естественно...
Николай НЕСЕНЮК, газета «СЭ в Украине»